Как составить техническое задание на предметную фотосъёмку?

Сколько стоит предметная фотосъемка?

Часто приходится сталкиваться с тем, что заказчик очень образно ставит задачу предметному фотографу.
Начинается все с вопроса типа «Мне нужно сделать фото продукции для каталога, сколько это будет стоить?».
Для того, чтобы лучше осознать абстрактность данного вопроса, задайте его же себе, перефразировав под специфику вашей деятельности. Например, «Я хочу у вас купить аксессуары для телефона, сколько это будет стоить?». Конечно же сразу возникают встречные вопросы: «Что именно вы хотите купить?», «Покачественней или подешевле?» «В каком количестве?». Согласитесь, только ответив на эти вопросы, можно дать хотя бы приблизительный ответ.
Конечно, можно ответить «от 100 руб.», но когда выясняются все подробности и нюансы, оказывается, что цена подходит к 200-300 руб. Человек так устроен, что он упорно игнорирует предлог «от», оставляя в памяти только цифру 100, этот факт вызывает возмущение и чувство, что вас пытаются обмануть.

Как составить запрос на стоимость предметной фотосъемки?

Некоторые моменты предметной съёмки неочевидны, в силу своей специфики, но основные вопросы лежат на поверхности и вполне логичны. Ответив на вопросы ниже, можно сформировать более менее точный запрос о цене на предметную фотосессию:

  • Что снимать? Здесь стоит описать вашу продукцию, такие характеристики, как материал (стекло, металл, бликующая поверхность), цвет, габариты, напрямую влияют на сложность съемки;
  • В каком количестве? Тут как раз все логично — чем больше объем работ, тем больше времени понадобится на съемку, но стоимость будет уменьшаться с увеличением объема, по принципу опта. Отдельно стоит отметить слишком маленький объем работы, но об этом чуть позже;
  • Какие фотографии нужны? Для каталога, соц. сетей или печати? (фото изолированного предмета на однородном фоне, наличие тени/отражения, композиция из нескольких предметов, съемка в интерьере и т.п.);
  • Где будет проходить съемка? (у вас на производстве, в магазине, или на моей территории).
  • Требуется ли подготовка образцов? Нужно ли время на сборку (например предметы мебели или другие сборные конструкции), доставку габаритных товаров к месту съемки со склада, готовка блюда, составление композиции, или смена локации. 

Очень часто у заказчика нет представления о том, что ему нужно. Он знает, что без качественной визуализации своего товара, сложно его продать. Но вот как должен выглядеть товар — не задумывается. Давайте разберем основные типы предметной фотографии, которые нужны для продвижения товара.

Примеры фотографий изолированных объектов

Классический пример фотографии на белом фоне Пример фотографии объекта на белом фоне, с добавлением небольшой тени, для придания небольшого объема объекту съемки
Пример фотографии на белом фоне с добавлением отражения программным способом (с помощью Photoshop) Пример фотографии на однородном фоне с естественным отражением, полученным уже в процессе съемки. Однородность фона достигнута в процессе постобработки

Изолированные предметы, так называемые изоляты. Это фотография предмета на однородном фоне (как правило белом).Такие фотографии используются для сайта, печатных каталогов или маркетплейсов. особенность таких фотографий в том, что во время съемки практически невозможно добиться идеально ровного цвета фона. А в случае с белым фоном мы не получим идеально белый. Поэтому предметы приходится «обтравливать» (изолировать), и подставлять под них нужный нам фон. Сложность в таком случае составляют белые или прозрачные предметы на белом фоне. При выборе фона отличного от белого и с добавлением отражения и теней, следует учитывать особенности дизайна вашего сайта (или печатного каталога), а также требования сторонних площадок. Если основной фон вашего сайта белый и выполнен в минималистичном стиле, на нем не будут смотреться товары на белом фоне. К примеру, серый фон на фото с сережкой, был обусловлен дизайн-макетом разворота страницы в журнале, в котором была размещена эта фотография.

Примеры фотографий прозрачных объектов на однородном и градиентном фоне

Прозрачная пластиковая бутылка на белом фоне  Прозрачный пластиковый контейнер на голубом фоне
Прозрачный пластиковый бокал на градиентном фоне Бутылка, сочетающая прозрачные и полупрозрачные части на градиентном фоне

На этих примерах видно, что синий фон и градиентный цветной выглядят эффектнее с подобными объектами. Но не всегда, как писалось выше он может вписаться в ваш дизайн. А в случае с градиентными фонами, достаточно сложно добиться «ровности» цветов, особенно в разных по времени фотосессиях. К тому же основной оттенок цвета и градиент закладывается уже во время съемки.

Примеры фотографий в композиции

Композиция, вид сверху, необтравленная, на белом фоне Композиция, вид сбоку, изолированная, на белом фоне, с сохранением теней
Композиция на сложносоставном фоне (подложка, фон, фоновая подсветка), выполненная в «низком ключе» Композиция в интерьере

Данный тип фотографий подходит для публикаций в соц. сетях, для статей и рекламной продукции (за исключением фотографии с мебелью, это обычная каталожка, но с необходимостью составления композиции, т.к. это все таки комплект). Но такие фотографии также можно использовать и на вашем сайте, если целостность восприятия не пострадает от «пестроты», в этом случае стоит обратить особое внимание общему стилю, в котором будут выполнены все фотографии.